Типы велосипедов.
И все-таки, какой велосипед надо приобретать именно вам?
Для совершения осознанного выбора необходимо до покупки
следует задать себе несколько вопросов, и попытаться определить, что
все-таки вам нужно.
-
Как вы собираетесь использовать велосипед – для
повседневной езды, или же для занятия спортом? То есть что вам требуется
больше – транспортное средство, или же спортивный снаряд?
-
По каким дорогам вы будете ездить чаще? По асфальтовым или
грунтовым? Предполагаются ли участки полного бездорожья?
-
Что для вас больше важно – скорость на хорошей дороге или
проходимость на плохой?
-
Каким видом спорта вы планируете заниматься? (прогулки для
здоровья, туризм, кросс – кантри, фрирайд, даунхилл)?
-
Будете ли вы кататься зимой?
-
Сколько вы весите?
-
Как часто вы собираетесь заниматься обслуживанием
велосипеда (смазкой, регулировкой, ремонтом)
-
Какую сумму денег вы готовы потратить на велосипед.
Поскольку идеального велосипеда сразу для всех не бывает,
производители велосипедов конструируют различные модели для различных
потребителей.
Велосипеды для повседневного использования.
Дорожный велосипед.
Самый
распространенный тип велосипеда еще 10-15 лет назад. Широко используемые в
нашей стране «Уралы» и «Украины» - это дорожные велосипеды. Они
предназначены, естественно, для езды по дорогам. На таком велосипеде можно
ездить как по лесной грунтовке, так и по асфальту. Дорожный велосипед можно
использовать в несложных походах по равнинной местности, когда большая часть
маршрута проходит по асфальтовым и грунтовым дорогам.Один из недостатков
дорожного велосипеда – он занимает довольно много места в городской
квартире. Но за городом, для поездок на рыбалку и за хлебом в соседнюю
деревню, такой велосипед будет лучшим выбором.
Обычно такие велосипеды имеют закрытую раму, сваренную из
стальных труб. Верхняя труба расположена горизонтально, или немного
наклонена назад.
Дорожный руль имеет поднятые вверх рукоятки, это
обеспечивает высокую посадку, удобную и безопасную для езды по дорогам.
Размер колес - обычно 28”, но могут быть и меньшего
диаметра. Применяются покрышки средней толщины (40 – 42 мм) с протектором,
обеспечивающим хорошее сцепление с грунтом. Колеса имеют, как правило, 32
или 36 спиц.
Еще несколько лет назад многие дорожные велосипеды были
односкоростными. Сейчас в продаже появился широкий выбор многоскоростных
моделей. Они оборудованы втулками с трещоточным механизмом свободного хода
(из младших горных групп, шоссейных, или комфортных групп оборудования), или
же с планетарными передачами.
Седло на таком велосипеде обычно широкое и мягкое.
Комфортный велосипед
Это разновидность дорожного велосипеда, который призван
повысить комфорт для велосипедиста. Возможно, не следовало бы выделять его в
отдельный тип, скорее это – маркетинговая уловка производителей. Комфортный
велосипед – тот же самый дорожный, но с некоторыми усовершенствованиями
передней вилки (она оборудована амортизатором). Иногда амортизатор
встраивают и в подседельную трубу. На таком велосипеде несколько комфортнее
ехать по неровной дороге, поэтому его тоже можно использовать в несложных
походах.
Городской велосипед.
Это
разновидность дорожного велосипеда, предназначенного для использования в
основном в городе.
Если велосипед предполагается использовать только в городе,
для поездок в магазин, на работу, или для неспешных прогулок по ближайшему
лесопарку, то имеет смысл приобретать городской велосипед. Главным критерием
для велосипедов этого типа, служит компактность и простота обслуживания, а
также безопасность при движении по городским улицам.
Городской велосипед может иметь колеса меньшего диаметра (от
26 до 20”), и открытую раму (без верхней трубы), которую на многих моделях
велосипедов можно складывать. Но для сохранения прочности рамы приходится
увеличивать диаметр нижней трубы, что увеличивает вес велосипеда. Зато в
сложенном виде такой велосипед легко разместится на любом балконе и войдет в
любой лифт и в багажник легкового автомобиля. Многие узлы городских
велосипедов выполнены неразборными и необслуживаемыми.
Рекомендации покупателю.
Велосипеды, предназначенные для повседневного использования, изначально
оборудованы крыльями, щитками цепи. Если на велосипеде установлено несколько
ведущих звездочек, то щиток цепи заменяют защитным пластиковым кольцом (так
называемый чайнринг - ChainRing), которое препятствует попаданию штанины в
звездочки цепной передачи, и предохраняет одежду от загрязнения. Это
позволяет ездить на таком велосипеде в обычной одежде.
Как правило, велосипеды продаются с уже установленным багажником.
Шоссейный велосипед.
Такой
велосипед предназначен для езды только по дорогам с хорошим асфальтовым
покрытием. На грунтовую дорогу с таким велосипедом лучше не выезжать, зато
по шоссе на нем можно развивать скорость, недостижимую для дорожного
велосипеда.
Обычно такие велосипеды имеют закрытую раму. Верхняя труба
расположена горизонтально, или немного наклонена назад. Рама шоссейного
велосипеда имеет более высокую жесткость при меньшей массе, по сравнению с
рамой дорожного велосипеда.
Руль шоссейного велосипеда имеет сложную изогнутую форму
(т.н. рога), он обеспечивает как высокую посадку, удобную и безопасную для
езды по дорогам, так и низкую, с которой можно развить высокую скорость.
Шоссейные колеса имеют тот же самый размер, как и колеса
дорожных велосипедов, (обычно 28”), но более узкие. Покрышки применяются
гладкие (с мелким протектором) и тонкие (32-37 мм), что должно уменьшить
сопротивление качению. Количество спиц часто уменьшают до 18 – 20, потому
что для такого велосипеда прочность колес не так важна, как для дорожного.
На шоссейных велосипедах устанавливают безтормозные
многоскоростные задние втулки с трещоточными механизмами свободного хода.
Спереди обычно устанавливают две звездочки.
Тормоза – на оба колеса устанавливаются тормоза клещевого
типа.
Шоссейный велосипед, по сравнению с дорожным, имеет меньшую
массу, что позволяет ему развивать большую скорость, но при этом он не
обладает прочностью дорожного велосипеда.
Спортивно – туристический (туринговый) велосипед.
Это
- разновидность шоссейного велосипеда, предназначенного для многодневных
путешествий по дорогам с твердым покрытием.
В отличие от шоссейного велосипеда, здесь применяется более
прочная рама (похожая на те, что используются в дорожных велосипедах). Часто
передние вилки оборудуются амортизаторами.
Руль - имеет сложную изогнутую форму (т.н. рога), он
обеспечивает как высокую посадку, удобную и безопасную для езды по дорогам,
так и низкую, с которой можно развить высокую скорость.
Колеса очень похожи на те, что используются в дорожных
велосипедах – обычно диаметром 28”. Применяются покрышки средней толщины (32
– 42 мм) с протектором, обеспечивающим хорошее сцепление с грунтом. Колеса
имеют, как правило, 32 или 36 спиц.
Как и на шоссейных, на туристических велосипедах
устанавливают бестормозные многоскоростные задние втулки с трещоточными
механизмами свободного хода. Спереди обычно устанавливают две или три
звездочки. На оба колеса устанавливаются тормоза клещевого типа.
Трековый велосипед
Этот велосипед предназначен только для гонок по
велотреку. Вся его конструкция рассчитана на достижение максимальной
скорости. В частности, у таких велосипедов колеса часто выполнены
монолитными (колесо со спицами встречает большее сопротивление воздуха),
могут отсутствовать тормоза и механизм свободного хода.
Кросс – кантрийный (горный) велосипед.
Кросс-кантри
– это гонки на велосипеде по бездорожью и по пересеченной местности.
Велосипед для занятия этим видом спорта должен иметь высокую прочность и
проходимость при небольшой массе.
В отличие от дорожного и шоссейного велосипеда, у рамы
кросс-кантрийного велосипеда увеличен дорожный просвет, а верхняя труба
расположена под бОльшим углом. Передняя вилка оборудована амортизатором.
Часто такие велосипеды имеют задние амортизаторы.
Руль кросс-кантрийного велосипеда обычно прямой, или слегка
изогнут. Он обеспечивает посадку, удобную и безопасную для езды по
бездорожью.
Для бездорожья колеса должны иметь высокую жесткость,
поэтому их размер (по сравнению с колесами дорожных велосипедов) немного
уменьшают (чаще всего 26”). Широкие (1.5 – 2.2”) покрышки с крупным
протектором должны улучшить сцепление с вязким и скользким грунтом.
Привод – безтормозные многоскоростные задние втулки с
трещоточными механизмами свободного хода. Спереди обычно устанавливают три
звездочки. Втулки, кареточные механизмы имеют защиту от грязи.
Тормоза – на оба колеса устанавливаются векторные тормоза, в
последнее время получают распространение дисковые тормоза.
На таком велосипеде можно кататься по лесу без дорог
и троп, перепрыгивать через небольшие упавшие стволы деревьев, преодолевать
небольшие броды, и карабкаться по склонам оврагов. Такой велосипед хорошо
использовать в дальних и сложных походах, на пересеченной местности, когда
предполагаются большие участки бездорожья.
На хорошей асфальтовой дороге на нем будет трудно угнаться
за велосипедистом на шоссейном велосипеде. Но все равно, горный велосипед –
это универсальная машина, на которой можно ездить как по бездорожью, так и
по хорошим дорогам.
Гибрид
Это – тот же самый горный велосипед с колесами
увеличенного диаметра (28”).
Такие колеса позволяют достичь более высокой скорости
на ровной дороге, по сравнению с обычным горным велосипедом. В остальном
гибридный велосипед очень похож на кросс - кантрийный. Проходимость гибрида
на плохих дорогах, правда, несколько хуже, чем горного, (за счет разницы в
ширине покрышек), но не намного.
Велосипед этого
типа имеет смысл применять в походах, проходящих в быстром темпе, когда
большая часть маршрута проходит по асфальтовым и грунтовым дорогам, но
предполагаются небольшие участки бездорожья.
Рекомендации покупателю.
Конечно, никто не запрещает использовать спортивный велосипед для
повседневных поездок по городу. Но, в отличие от дорожных и городских
велосипедов, спортивные модели редко комплектуются крыльями и багажником.
При необходимости их надо приобрести отдельно. Крылья можно легко установить
практически на любой велосипед, а быстрая и легкая установка багажника
возможна не всегда. Не исключено, что для установки багажника вам придется
использовать слесарные навыки, и самому изготовить кронштейны или хомуты.
Другая проблема, с которой можно столкнуться - на многих спортивных
велосипедах не установлен ChainRing. В результате, если на таком велосипеде
ехать в обычных просторных брюках, а не в специальной велосипедной одежде,
то правая штанина будет задевать за зубья большой звездочки, рваться и
пачкаться. Чтобы этого не происходило, приходится закатывать штанину.
Велосипед для даунхилла.
Даунхилл
– это скоростной спуск с горы на велосипеде. Велосипед для занятия этим
видом велоспорта должен иметь очень высокую прочность и проходимость, даже
большую, чем в кросс-кантри. Но, в отличие от кросс-кантри, для занятий
даунхиллом масса велосипеда практически не имеет значения. Он ездит только с
горы вниз. Поэтому велосипеды этого типа имеют усиленную конструкцию рамы,
мощные дисковые гидравлические тормоза, амортизаторы с очень большим ходом и
изощренными демпферами. Масса таких велосипедов может достигать 20 кг и
более.
Велосипед для BMX.
BMX –
это трюки, прыжки и акробатика на велосипеде. Для занятия этим видом спорта
велосипед должен иметь очень высокую устойчивость к ударам. Рама у таких
велосипедов очень низкая, седла зачастую вообще нет. Колеса очень маленькие
- 20”-24”, но прочные.
На таком велосипеде обычно не столько катаются, сколько
прыгают.
Рекомендации покупателю.
В московских магазинах велосипедный ассортимент сильно перекошен в
сторону горных велосипедов. Остальные модели велосипедов представлены очень
небольшим числом моделей.
Гибридные и спортивно-туристические велосипеды, как правило, можно
приобрести только по предварительному заказу. Возможны также проблемы с
приобретением запасных частей и комплектующих для этих велосипедов.
Впрочем, в последнее время наметилась тенденция к расширению ассортимента
гибридных велосипедов.
Теперь следующий
немаловажный вопрос – сколько должен стоить велосипед.
Цена велосипеда может варьироваться от 50 до 5000$ и дороже.
Сразу возникает ряд вопросов -
Чем же отличаются велосипед за 50$ от велосипеда за 5000$?
Что я получу за бОльшие деньги, и нужно ли мне это.
Как и для многих товаров, для велосипедов истинны два
утверждения –
-
Дешевый велосипед, скорее всего, не будет качественным.
-
Дорогой велосипед не всегда окажется хорошим для наших
целей.
Рассмотрим подробнее ценовые диапазоны велосипедов.
-
Бюджетные модели. Разрабатывая их, конструкторы
преследуют одну единственную цель – снизить себестоимость любой ценой. В
ход идут самые дешевые материалы, тяжелые компоненты, в результате срок
службы такого велосипеда оказывается достаточно коротким (если, конечно,
он используется не как мебель). Для подросткового велосипеда бюджетная
модель окажется разумным выбором (все равно через пару лет ребенок
вырастет, и велосипед станет ему мал). Целесообразно приобрести такой
велосипед для того, чтобы изредка прокатиться по городскому парку, и пару
раз в год сходить в небольшой поход. Отличительные признаки таких
велосипедов – стальные рамы, оборудование от SHIMANO
– Tourney, в лучшем случае -
Altus, а также от безымянных китайских производителей.
-
Средний ценовой диапазон. Здесь конструкторы тоже
пытаются снизить себестоимость, но при этом стараются не приносить в
жертву качество и вес велосипеда. Для начинающих туристов и спортсменов
такие модели окажутся неплохим выбором, особенно при недостатке денежных
средств. На таких велосипедах вполне можно не только прокатиться с
группой выходного дня, но и сходить на несколько дней в несложный поход.
Велосипеды этой группы оснащаются алюминиевыми рамами, и, возможно,
дисковыми механическими тормозами. На них используется оборудование от
SHIMANO – Acera,
Alivio, Deore, или от
SRAM – 3.0 или 5.0
-
Верхний ценовой диапазон. При разработке этих
велосипедов конструкторы стараются обеспечить достойное качество при
приемлемом весе, за счет использования более изощренных конструкций и
качественных материалов. На таких велосипедах можно смело отправляться в
сложные и дальние походы. Можно участвовать и в любительских
соревнованиях. На них используется оборудование от
SHIMANO– LX, XT,
Saint , а также SRAM
– 7 или 9. Рамы, как правило, алюминиевые (могут быть магниевые, или
титановые). Часто можно встретить дисковые гидравлические тормоза.
-
Очень дорогие модели. Эти велосипеды представляют
собой шедевры инженерной мысли, подчиненной одной цели – снижению веса
любой ценой. Очень дорогие материалы, изощренные конструкции. Надежность,
ремонтопригодность, совместимость с другими компонентами – не самые важные
критерии. Такие велосипеды применяют спортсмены-профессионалы, а также
богатые фанаты. В качестве материалов рам используются композиты,
применяется оборудование верхних уровней: SHIMANO
– XTR,
SRAM – x, часто
используются заказные компоненты.
Материал предоставлен www.bike-repair.ru